среда, 15 июля 2009 г.

Ох, уж эти гласные


- Доброе утро! К тренировке готовы?

- Елена Станиславовна, Вы же говорили, что будем учиться различать гласные и согласные звуки. А теперь, оказывается, займемся тренировкой, - сказал Мотылек. Видно, очень хочется ему разобраться с буквами и звуками.

- Мотылек, в школе дети узнают новое и тренируются, чтобы все хорошо понять, представить и запомнить. Это называется "УПРАЖНЕНИЕ". Тренировать, или упражнять, можно и мышцы, и память, и внимание, и мышление, и скорость, и аккуратность, и многое другое. Для этого выполняют разные учебные действия: пишут, читают, считают, запоминают, вспоминают, находят, сравнивают, рассматривают, исследуют... А еще можно соединять движения и учебные действия. Получается интересно и весело. Вот и мы сегодня проведем веселую тренировку "Ох, уж эти гласные".

- Что нам нужно для тренировки?

- Скакалки?

- Мячик?

- Гантели?

- Нет, нам понадобятся лапки и голова.

- Ой-ой, - сказал Светлячок. - Это какое-то специальное упражнение. У каждого из нас по шесть лапок. А как же дети? У них ведь лапок нет.

- Зато у них есть руки. Девочки и мальчики тоже смогут выполнять наши упражнения. Лапки готовы? Голова на месте? Тогда начинаем тренировку!

- Прислушайтесь... Слышите, мамы зовут своих детей. А-а-а-ня! Э-э-э-дик! То-о-о-лик! Му-у-у-ся! Ли-и-и-за! Малы-ы-ы-ыш!

- Теперь поиграем. Из какого имени звук: А-а-а.

- Аня.

- Молодцы. Ы-ы-ы.

- Малыш.

- Отлично.

- Э-э-э.

- Эдик.

- Звуки А-а, Э-э, О-о, Ы-ы, И-и, У-у называют гласными. Ученые говорят, что гласные звуки рот раскрывают. Проверим? Произнесите звук А-а негромко... А теперь произнесите А-а очень громко. Вначале рот был приоткрыт, а потом широко открылся. Повторим. Тихо - А-а. Громко - А-а! Подметили?

- Когда произносим громко гласный звук, рот открывается.

- Верно. Поиграйте в игру "Тихо- громко" с разными звуками и примечайте, что звуки А-а, Э-э, О-о, Ы-ы, И-и, У-у - ртораскрыватели.

- Итак, гласные звуки раскрывают рот.
- Я понял, понял, - обрадовался Мотылек. - А когда же нам понадобятся лапки?

- Второе упражнение. Гласные звуки можно петь. Поднимите лапки вверх, каждый звук подчеркивайте ладошкой и тоненько пропойте: А-а-а-а-а-а-а. Можете придумать свою мелодию. А-а-а-а-а-а-а-а.

- У меня хорошо получается? А-а-а-а-а-а-а-а, - тонким голосом пропел Сверчок.

- Отлично. Теперь опустите лапки вниз, подчеркивайте каждый звук и пропойте низким голосом.

- Как Дядюшка Шмель?

- Да. Лапки вниз и низким голосом поем А-А-А-А-А-А-А. А теперь лапки перед собой и средним голосом (ни высоким, ни низким), пропойте А-а-а-а-а-а. Получилось? Не забывайте каждый звук подчеркивать ладошкой. Сочините свою мелодию из высоких, средних и низких звуков О-о-о-о-о, У-у-у-у-у-у, И-и-и-и-и-и, Э-э-э-э-э-э, Ы-ы-ы-ы-ы-ы.

Целый день на полянке под Старой Липой тренировались Мотылек, Светлячок и Сверчок. Вечером пришел Фонарик и спросил:

- Это ансамбль песни и пляски? Вы готовитесь с конкурсу?

- Нет, - сказали малыши. - Мы узнали сегодня, что гласные звуки раскрывают рот и их можно петь. Вот послушай. А-а-а-а-а. О-о-о-о-о. Э-э-э-э-э...

Фонарик улыбнулся и сказал:

- С такими учениками мы с любым Туманом справимся.


Комментариев нет:

Отправить комментарий